Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Венецианская смесь

№ 10 | (стр. 106)
-
Нравится
0
Венецианская смесь
Пудру изобрели в Китае в столь далекие времена, что даже самые известные ученые, хорошо знакомые с историей этой страны, до сих пор не знают, когда именно это случилось. В средневековой Европе китайская пудра считалась экзотическим и очень дорогим товаром, ценилась буквально на вес золота.
Подготовила: Наталья Смирнова

…И ИЗМЕЛЬЧЕННЫЙ В ПУДРУ ЖЕМЧУГ
Пудру делали из рисовых зерен, однако китайцы на протяжении нескольких столетий очень грамотно дурили голову немногочисленным иностранным покупателям, утверждая, что для ее производства используется пыльца с крыльев редчайших бабочек (которые, конечно же, водятся только в Китае!) и измельченный жемчуг.
В XVII столетии открытие новых торговых путей привело к тому, что почти не известный в Европе рис стал очень популярным товаром. Конечно, первыми его замечательные свойства оценили повара, и уже потом – производители косметики. К сожалению, история не сохранила имени венецианского аптекаря, которому пришло в голову подмешать в рисовую муку немного мела и начать продавать полученную смесь как новое косметическое средство. А жаль! Ведь этот человек
произвел настоящую революцию в искусстве макияжа. Его изобретение полюбили все и сразу – товар оказался необычайно востребованным.

  
ИЗ ЛОНДОНА ЧЕРЕЗ АРХАНГЕЛЬСК
К концу столетия венецианским составом активно торговали во всех европейских столицах. И не только: вместе с заграничным вином и пряностями иностранные
купцы начали поставлять пудру и в Россию. Модный товар приплывал на английских кораблях в Архангельск, а потом по долгому зимнему пути добирался до
Москвы. Пудру везли в маленьких деревянных бочонках, а на месте продавали на вес. В московских лавках такое удовольствие стоило недешево: чтобы наполнить
пудрой небольшую коробочку, в которую помещалось примерно 100-150 граммов венецианской смеси, платили столько же, сколько за пуд ржи.

  
ЛЫСИНА КОРОЛЯ
На производстве пудры быстро наживали нешуточные состояния, ведь покупали ее постоянно и в огромных количествах: в моду вошли парики, их полагалось пуд-рить. Это придавало искусственным волосам матовый оттенок и прекрасно маскировало грязь, которая неизбежно прилипала к длинным локонам в домах, освещавшихся сальными свечами. Парики носили и женщины, и мужчины, а в знатных семьях – даже дети! Все, кто торговал незаменимым в такой ситуации венецианским изобретением, благословляли судьбу и… лысину французского короля Людовика XIV. Самый могущественный монарх Европы и просто красавец-мужчина начал рано терять собственные волосы, не мог примириться с этим и заказал для себя парик. Его приближенные немедленно сделали то же – из вполне понятного подхалимства. Кроме того, вычурные и сложные прически той эпохи отнимали очень много времени и сил. Парик избавлял от необходимости отращивать
собственные длинные волосы и сидеть, дожидаясь, пока цирюльник завьет их горячими щипцами.

  
ЦИРЛИХ-МАНИРЛИХ И ПУДЕРМАНТЕЛЬ
Чтобы напудриться, сегодня нам нужны только сама пудра и зеркало. А вот модницы и модники XVIII столетия никак не могли обойтись без специального помещения, длинного плаща и пары лакеев.
Дело в том, что парик водружали на голову только после завершения всего туалета, а пудру наносили на него уже после того, как прикрепляли с помощью шпилек и лент к собственным волосам. Чтобы не стать похожим на пельмень, обвалянный в муке, владелец парика облачался в особую одежду, которая называлась
пудермантель и прикрывала все тело от шеи до пят, закрывал лицо маской и отправлялся в чулан. Там слуги горстями подбрасывали пудру в воздух, хозяин
прохаживался туда-сюда среди облаков рисовой пыли, пока она не оседала на парик в достаточном количестве.
Примерно в середине XVIII столетия в Европе вошел в обиход специальный инструмент для распыления пудры – нечто, похожее на большую железную кружку с крышкой и отверстиями по бокам. К кружке были приделаны меха для вдувания воздуха, который, попадая внутрь устройства, выталкивал пудру наружу и помогал наносить незаменимое средство более или менее равномерно.

  
ПАРИК С ФИСТАШКОВЫМ ОТТЕНКОМ
Пудру обожала фаворитка Людовика XV мадам Помпадур. Белый цвет казался маркизе скучным, и она начала экспериментировать, добавляя в венецианскую смесь разные красители. Благодаря ее усилиям появилась фисташковая, светло-розовая и желтоватая пудра, потом настал черед нежно-голубой. Прически из искусственных волос, украшенные пудрой таких оттенков, великолепно сочетались с костюмами из переливчатого атласа, которые были в моде в то время.
Подражая любовнице короля, вся Франция, а за ней и Европа начала посыпать голову разноцветной рисовой мукой. Напудренный парик продержался в моде необычайно долго – более ста лет.
На протяжении целого столетия все, кто притязал на принадлежность к хорошему обществу, были просто обязаны носить парики, без различия пола и возраста.

  
ПАРИКИ И ОЗОРНИКИ
Французская революция покончила с париками. В моду вошли естественность и максимальная простота во всем, это касалось и причесок, и употребления
косметики. Однако французские аристократы, ускользнувшие от гильотины, не собирались отказываться от милых сердцу привычек: оказавшись вдали от
родины, они старались одеваться и выглядеть так, как будто в их жизни ничего не случилось, и являлись в европейских гостиных, наряженные в подчеркнуто старомодные костюмы и, конечно же, не расставались с напудренными париками. Иногда это порождало трагикомические ситуации.

  
БУРГУНДИЯ, НОРМАНДИЯ, МАКС ФАКТОР И «ПЭН КЕЙК»…
В начале XIX столетия многим казалось, что вместе с париками канет в небытие и пудра, как их неизбежный спутник. Однако парики из повседневного употребления исчезли, а пудра никуда не делась. С 1850 года началось ее промышленное производство, лучшую изготовляли во Франции. Причем, как ни удивительно, состав этого нужнейшего косметического средства до конца XIX века почти не менялся: основу составляла все та же венецианская смесь из рисовой муки с добавлением небольшого количества мела.
В 1923 году английская компания Laughton&Sons начала производство удобной компактной пудры со спонжем, а в 1950-е голливудский визажист Макс Фактор стал производить пудру с тональной основой для повседневного использования, которая называлась «Пэн Кейк».

Один французский эмигрант гостил у лорда Честерфилда и каждый день являлся к завтраку в шитом золотом камзоле и напудренном парике. Молодой приятель хозяина незаметно забрался в его комнату и заменил обычную пудру сахарной.
Следующий день выдался жарким. Сахар, как и положено, растаял и потек, и несчастный аристократ долго не мог понять, почему на его голову слетаются мухи.
Юный хулиган пил кофе, смотрел, как нервничает и размахивает руками озадаченный гость, растерявший присущую ему надменность, и радовался своей выдумке, как дитя.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам