Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Аптечные продажи хондропротекторов

№ 10 | (стр. 17)
-
Нравится
0
Заболевания опорно-двигательного аппарата – одни из социально значимых. Часто они приводят к временной или постоянной потере трудоспособности, значительно ухудшают качество жизни человека и нередко сопровождаются довольно сильной болью.
Подготовлено агентством  ДСМ



  На помощь в такой ситуации приходят хондропротекторы. Это лекарственные препараты, которые применяют для лучшего восстановления хрящевой ткани, замедления дегенеративных процессов опорно-двигательного аппарата, приводящих к разрушению суставов.
Спрос на ЛС данной группы в течение года меняется. Пик продаж в натуральном выражении приходится на начало весны, а также на три заключительных месяца года.
В ноябре 2016 года в аптеках страны было продано 982 000 упаковок хондропротекторов на общую сумму 1,2 млрд рублей, что на 0,3 % меньше в натуральном выражении и на 4,4 % в стоимостном по сравнению с предыдущим месяцем. Средняя стоимость одной упаковки лекарственного препарата данной категории составила 1183 рубля.
На данный момент существуют три поколения хондропротекторов:
• 1-е поколение – препараты натурального происхождения на основе экстрактов хрящей животных или растительных экстрактов (Алфлутоп, Мукартрин, Румалон, Артепарон).
• 2-е поколение – монопрепараты, представляющие собой очищенную гиалуроновую кислоту, хондроитина сульфат или глюкозамин.
• С недавних пор появилось и третье поколение – комбинированные препараты: глюкозамин с хондроитина сульфатом, иногда в сочетании с другими лекарственными средствами (например, в состав Инолтры дополнительно входят витамин E, полиненасыщенные жирные кислоты, марганца аскорбат). Они объединяют в себе несколько активных компонентов, что значительно повышает эффективность лечения.
Заметим, что основные объемы продаж хондропротекторов приходятся на импортные препараты (76,2 % в стоимостном выражении и 54,2 % в натуральном). Но в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли отечественных средств. Так, еще в 2013 году импортные препараты в стоимостном выражении занимали 82,6 % рынка, а натуральном – 61,8 %.
В ноябре 2016 года наибольшей популярностью среди хондропротекторов первого поколения в стоимостном и натуральном выражении пользовался бренд Алфлутоп (75,0 %). Но в связи с переходом потребителей на более совершенные и эффективные препараты новых поколений было отмечено сокращение объема
реализации данного бренда – на 41,4 % в рублях и 19,2 % в упаковках.
Пиаскледин показал наиболее заметный рост продаж: +17,3 % в стоимостном выражении и +24,9 % в натуральном. Однако доля данного бренда значительно меньше – лишь 13,0 %.
Второе поколение – наиболее представленное на рынке, оно насчитывает 20 различных брендов. В рейтинге брендов второго поколения хондропротекторов по упаковкам (21,8 %) и в рублях (29,7 %) лидирует препарат Хондрогард. Средняя стоимость одной упаковки данного средства в ноябре 2017 года составила порядка 1106 рублей.
На втором месте расположился бренд Дона с долей рынка 23,4 %. Он довольно ярко проявил себя в плане наращивания объема реализации: +41,5 % к стоимостным продажам ноября 2015 года. В рейтинге по натуральным объемам положение более скромное – лишь 4-я строчка.
Среди хондропротекторов третьего поколения можно выделить двух бесспорных лидеров, которые заняли более 97 % рынка в стоимостном выражении: бренды Терафлекс (52,4 %) и Артра (44,6 %). В рейтинге по упаковкам их положение аналогично, однако доли рынка чуть меньше: 46,4 % и 40,4 % соответственно.
Стоит уделить внимание бренду Хондрофен, который показал существенное увеличение продаж в рублевом выражении за год. Это позволило ему занять 5-ю строчку рейтинга в стоимостном выражении и четвертую в натуральном.
Кроме лекарственных средств в настоящее время на рынке присутствуют препараты на основе гиалуроновой кислоты, которые вводятся непосредственно в крупные суставы. Помимо хондропротективного действия, они замещают собою внутрисуставную жидкость, выработка которой снижается при артрозах. Такие позиции представлены уже в виде преднаполненных шприцов, готовых к употреблению, и регистрируются не как лекарственные препараты, а как «изделия меди-
цинского назначения».
В аптеках сегодня представлено 25 различных наименований шприцов для внутрисуставных инъекций. Лидером продаж является Ферматрон. В среднем в месяц объем продаж данного бренда составляет 20 000 упаковок.
Практически все позиции данной группы – импортного производства. Исключение составляет препарат Русвиск, который является отечественным и в последние месяцы показывает заметное увеличение продаж. Это может быть связано с его более низкой ценой.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам