Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Директор начинает и выигрывает

№ 3 | (стр. 9)
-
Нравится
0
Директор начинает и выигрывает

Продолжаем тему «вредных» сотрудников (начало см. в D.S. № 12/2019, № 1–2/2020). Эти люди – постоянный источник обид и огорчений, а также волнений в рабочем коллективе. Мы уже назвали типы сотрудников, которые создают на рабочем месте нервозную обстановку: «Сиротка», «Клоун», «Танк», «Экскаватор». И начали разбираться, как правильно и эффективно строить с ними взаимоотношения.

Ирина Кравчук, бизнес-тренер, практический психолог, консультант по управлению

Все думают, что общение с «вредными» сотрудниками сопряжено с непреодолимыми трудностями, но это не так. Трудности, конечно, есть, но они преодолимы. 

Поэтому первое, что необходимо сделать, – это поверить в то, что вы сможете их преодолеть! 

Шаг второй – набраться смелости, решимости и дать отпор такому сотруднику. 

И третий шаг – действовать по определенной схеме: нажмите на кнопку переключения, а дальше действуйте согласно алгоритму успешного взаимодействия.

Если вы попались на пути Танку, не пытайтесь его контратаковать. Помните, что вы являетесь его целью лишь как часть общей проблемы. Следите за своими эмоциями и действуйте согласно следующей схеме общения: 

Тип поведения

Танк

Кнопка переключения

Вызвать уважение к себе

Алгоритм успешного взаимодействия

1. Показать силу и уверенность
2. Контроль эмоций
3. Смотреть в глаза
4. Не оправдываться!
5. Не тратить время на разговоры, а приступить к делу немедленно


Например, Елена может ответить своему шефу так: «Я сосредоточена на работе и сейчас изучаю нормативные документы, которые необходимы для успешного выполнения задания. Если вы настаиваете, я могу приступить к выполнению задания немедленно. Но прошу разговаривать со мной с уважением и спокойно, мне так удобнее работать».

Если вас достали нытье, нерешительность и безответственность Сиротки, сначала вспомните все, что вы знаете о жалобах и жалобщиках. Существует три вида жалоб: конструктивные, терапевтические и бесполезные. Конструктивные жалобщики привлекают внимание к проблеме и предлагают различные варианты выхода из трудной ситуации. Терапевтические жалобы тоже уместны, ведь мы все нуждаемся в отдушине, разрядке, в словесном выражении своих чувств: достаточно посетовать кому-нибудь – и стресс как рукой снимет, и мы, получив поддержку, почувствуем облегчение. Бесполезные жалобы – это всего лишь способ вызвать к себе сочувствие и переложить ответственность за принятие решения, за свои действия на другого человека. Сиротка – это бесполезный жалобщик. При общении с такими людьми необходимо помнить о четырех запретах:

  • никогда не соглашайтесь с Сироткой, это ее вдохновит на новую порцию нытья;

  • никогда не спорьте с Сироткой, иначе она будет повторять свои попытки вас разжалобить;

  • никогда не пытайтесь решать ее проблемы, делать за нее работу или принимать за нее решения, иначе она свалит всю свою работу на вас, а в случае неудачи вы будете виноваты;

  • никогда не спрашивайте, почему она обрушила на вас свои проблемы: она расценит это как приглашение начать все сначала.

Если вы вынуждены иметь дело с Сироткой-коллегой, ваша цель – объединиться для заключения союза по решению проблемы. Если вы вынуждены иметь дело с Сироткой-руководителем, ваша цель – объединиться и помочь руководителю вовремя сделать выбор между взаимоисключающими возможностями, каждая из которых имеет свои недостатки, то есть обучить его тактике принятия решений. А поможет вам в этом следующая схема общения: 

Тип поведения

Сиротка

Кнопка переключения

Вопрос: «Что конкретно вы хотите?»

Алгоритм успешного взаимодействия

1. Отделить то, что возможно, от того, что невозможно
2. Перенести фокус на решение задачи, которую вы можете решить
3. При необходимости обратиться за решением к другому ответственному лицу
4. При необходимости изложить письменно в служебной записке


Например (в случае с Сироткой-коллегой): «Маша, я тебя выслушала.Скажи, чем конкретно я могу тебе помочь?» (Маша продолжает жаловаться.) «Маша, я готова тебе помочь, но только если ты скажешь, в чем конкретно тебе нужна помощь. Если тебе нечего сказать, то давай не будем попусту тратить рабочее время». (Маша начинает взывать к профессиональным достоинствам собеседницы.) «Я правильно поняла, что ты хочешь, чтобы я выполнила за тебя твою работу? Помощь заключается не в том, чтобы выполнить чужую работу. Давай поступим так: ты все сделаешь сама, а я потом подкорректирую». 

Из должностной записки Сиротке-руководителю: «В связи с тем, что я не получила от вас решения по вопросу… (см. письмо №… от…, где я подробно изложила суть проблемы, все достоинства и недостатки моих предложений), ставлю вас в известность, что вынуждена обратиться к вышестоящему руководителю».

Если замучились с Экскаватором, который задался целью достичь успеха путем исключения всех возможных ошибок, наберитесь терпения и действуйте по следующей схеме общения: 

Тип поведения

Экскаватор

Кнопка переключения

Комплимент

Алгоритм успешного взаимодействия

1. Выразить положительное намерение
2. Разговаривать на языке цифр и фактов
3. Показать доброжелательность
4. Определить время и границы задания


Например: «Вера Петровна, вы проделали такую титаническую работу, что не каждому под силу (комплимент). Спасибо, что оказали помощь и исправили все недочеты в работе (положительное намерение). Но для принятия решения мне всего лишь нужны общие тенденции покупательского спроса и ценового предпочтения. Глубоким анализом можно будет заняться, подводя итоги года, а сейчас сделайте приблизительно, без учета новых позиций. Я думаю, трех дней вам будет достаточно».

Если вы не хотите терпеть бесконечные глупости, ложь и гадости Клоуна, то разберитесь с ним раз и навсегда. Твердо отстаивайте свою позицию. Но будьте осторожны! Его защита – эта контратака, усиленная настолько чудовищными, нелепыми обвинениями и доказательствами, что вы можете потерпеть сокрушительное поражение. Не столь сведущие в обсуждаемом вопросе люди посчитают ваше мнение неверным и встанут на сторону Клоуна. Не спешите бросаться в атаку – дождитесь благоприятного момента и только тогда приступайте к активным действиям по приведенной ниже схеме общения:

Тип поведения

Клоун

Кнопка переключения

Немного внимания

Алгоритм успешного взаимодействия

1. Одобрение положительного намерения
2. Задайте уточняющие вопросы
3. Проясните детали
4. При необходимости продемонстрируйте неуместность действий


Например: идет совещание, выслушиваются предложения по увеличению продаж. Во время вашего выступления Клоун обрушивает на вас поток огульной критики. Соберитесь с духом и спокойно ответьте: «Спасибо за пламенную речь и желание помочь (одобрение положительного намерения). Вы случайно не припомните, какие конкретно пожелания выдвинули наши постоянные клиенты (уточняющий вопрос), из последнего отчета нашей маркетинговой службы? Вы ведь уже ознакомились с этим отчетом (уточняющий вопрос)? Нет? Жаль. Так вот, из отчета видно, что основной интерес наших клиентов лежит в области…, что нашло отражение в моем предложении. Давайте обсудим некоторые, на мой взгляд, важные детали». Если Клоун продолжает критику или отпускает шутки, после того как он выскажется, продемонстрируйте неуместность его действий: «Цель нашего совещания – увеличение объемов продаж. Мне чрезвычайно интересно, каким образом ваши слова…(повторить шутку или фразу Клоуна) способствуют достижению этой цели».

Помните, что действия невыносимых людей напрямую зависят от вашего поведения. Поэтому общение с «вредными» сотрудниками может складываться совершенно непредсказуемым образом, а может быть вполне осознанным и контролируемым. Все зависит только от вас самих! 



Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам