Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Крушение намерений в отношениях с коллегами

№ 1 | (стр. 9)
-
Нравится
0
Крушение намерений в отношениях с коллегами

Сегодня мы продолжаем тему, которую подняли в D.S. № 12/2019: взаимоотношения руководителя аптеки с сотрудниками. Выяснив, что определить намерения других людей мы можем, изучая их стиль поведения, давайте рассмотрим, какими эти стили бывают.

Ирина Кравчук, бизнес-тренер, практический психолог, консультант по управлению


Когда человек начинает сомневаться в хорошем отношении к нему окружающих, он стремится во что бы то ни стало получить одобрение всех вокруг без исключения и предпочитает стиль общения, который называется Сиротка. 

Крушение намерения ладить с людьми

Поведение неуверенной в себе Сиротки становится слащаво-навязчивым и излишне предупредительным, она изо всех сил старается избежать малейшего недоразумения в отношениях между людьми, не скупится на обещания, но при этом не торопится их выполнять, так как избегает самой незначительной ответственности. В конце концов Сиротка, наобещав всем с три короба, ничего не делает – а если и исполняет какое-нибудь из своих обещаний, то лишь частично, а потом долго вымаливает себе снисхождение нытьем и апелляциями к более высоким общим целям. В результате работа стоит, а окружающие испытывают обиду и раздражение. Хуже всего, если Сиротка – руководитель. Ведь неверный приказ или указание могут кого-нибудь огорчить, либо что-то пойдет не так. И кто будет виноват? Конечно, тот, от кого исходило неправильное решение. Вот Сиротка и выбирает единственный способ: ни в коем случае ничего не решать. Поэтому она все «спускает на тормозах» – в этом случае решение примет кто-то другой или дело само собой рассосется. Вот как Сиротка выглядит в жизни:

Сиротка: Руководит отделом продаж компании Алла Сергеевна. И руководитель она опытный, и работу свою знает, да вот беда – хочет быть хорошей для всех. В погоне за выполнением плана продаж она работает по принципу «любой каприз за ваши деньги». При этом не скупится на обещания и с радостью отдает клиенту все, что только он пожелает, даже то, что ей не принадлежит: согласие на выполнение работы специалистом, в обязанности которого это не входит. А потом долго «ноет» и «уламывает» сотрудника выполнить работу на невыгодных для него условиях, взывая к его профессионализму и лояльности, ведь, по ее словам, от этого зависит имидж компании. Если среди подчиненных возникают разногласия, то Алла Сергеевна виртуозно устраняется от вмешательства: «Я понимаю каждую сторону». В результате у сотрудников складывается впечатление о ней как о слабом руководителе, даже возникают сомнения в ее профессионализме, да и моральный климат в коллективе оставляет желать лучшего. Больше всего подчиненных раздражает отсутствие у руководителя собственного мнения по любому вопросу и принципов. Они всегда совпадают с мнением и принципами каждого, с кем Алла Сергеевна взаимодействует.

Крушение намерения сделать наилучшим образом

Человеку не удается, иногда даже по каким-то объективным причинам, достичь в работе совершенства – и все вокруг начинает казаться ему полным ошибок и недочетов, не соответствующим его высоким стандартам качества. В этом случае люди могут выбрать стиль общения, который называется Экскаватор. Экскаватор не чувствует себя беспомощным перед лицом неприятностей и трудностей, просто считает, что ошибки хотя и легко исправить, но трудно обнаружить. Поэтому он будет «копать», пока до них не докопается, изводя окружающих бесконечными уточнениями, проверками и требованием доказательств. В результате сроки выполнения рабочих заданий задерживаются, а окружающие измучены дополнительной работой. Но Экскаватор настаивает на соблюдении всех законов и правил, ведь так он оберегает всех от неприятных последствий. Вот как Экскаватор выглядит в жизни:

Экскаватор: Вера Петровна работает заместителем заведующего аптекой небольшой городской сети. Перед входом в летний сезон Вере Петровне поручили провести АВС- и XYZ-анализ аптечного ассортимента, чтобы проранжировать и сгруппировать ассортиментные позиции по степени прогнозируемости спроса. Все сроки прошли, а Вера Петровна все никак не может закончить расчеты: то она обнаружила ошибки в составлении ассортиментной матрицы и ее переделывала, то выяснилось, что сотрудница не успела внести новые позиции, то ей нужно все еще раз проверить. И потом, у нее еще столько обязанностей, которые требуют времени на исполнение! Вот уже и летний сезон начался, а  Вера Петровна все уточняет. Совсем как тот крот в мультфильме про Дюймовочку.

Крушение намерения получить оценку

Некоторые люди, замечая, что ими не дорожат и не восхищаются, начинают болезненно реагировать на самые обычные слова окружающих, их жесты и даже мимику. Иногда они в поисках всеобщего внимания могут доходить до крайностей и выбирают стиль общения, который называется Клоун. Невинную улыбку такой человек принимает на свой счет, а указание на ошибку – с обидой, и его реакция может быть совершенно неожиданной. Клоун может разразиться хохотом в самом неподходящем месте, устроить скандал или саркастическими шутками публично задеть чужое самолюбие, оборвать разговор и демонстративно покинуть помещение, лишь бы обратить на себя внимание окружающих. Он может побуждать вас горячо говорить о чем-то, будет поддакивать, ахать. И все это для того, чтобы под конец оборвать вашу речь словами: «Какая чушь!» или «Что за глупость!» По его глубокому убеждению, люди вокруг ничего не стоят, только он один заслуживает внимания: ведь вся работа держится на нем, если бы не он, все вокруг бы рухнуло. 

Этот человек умеет преувеличивать факты так, что все принимают его слова за чистую монету. А его бесполезные советы и бессмысленные слова не имеют себе равных. С необыкновенной одаренностью и воодушевлением он легко может убедить целую группу вполне нормальных людей в чем угодно и довести их до серьезных неприятностей. Если вы попытаетесь вступить в спор, то Клоун сделает все, чтобы поставить вас в глупое положение. Если Клоун проигрывает в оценке своих заслуг и внимании окружающих другому лицу, то начинает над ним издеваться, «подкалывать», чтобы взять реванш за неудовлетворенные амбиции. Для этого он вырывает чужие слова из контекста, заостряя их с нужной ему стороны или придавая им нужный ему смысл, чтобы выставить человека в неприглядном виде. А если вы попытаетесь вывести Клоуна на чистую воду, то тут же получите в ответ: «Ты что, шуток не понимаешь?» Не помогают жалобы на Клоуна вышестоящему руководству, ему все сходит с рук. В результате такой человек теряет остатки уважения окружающих, его сторонятся коллеги, отказываются с ним сотрудничать. Вот как Клоун выглядит в жизни:

Клоун: Работает в одном коллективе Татьяна Ивановна. Послушать ее, так она – человек великих идей, единственный, кто знает все на свете и может дать ответ на любой вопрос, знает, как угодить клиентам или запустить любой проект. Однако она вовсе не ждет, когда к ней обратятся с просьбой. Вместо этого она сама вмешивается во все дела и лезет ко всем без разбору с предложениями и советами. Правда, к ее советам никто не прислушивается, просто люди не любят ложь. Но Татьяна Ивановна делает так не из побуждения помочь: это создает повод заявить, что именно ее советы сделали проект возможным и что успех коллектива – только ее заслуга. Неравнодушна Татьяна Ивановна и чужой славе, при малейшей возможности обязательно постарается к ней примазаться, мотивируя это тем, что работает в особом соавторском подходе. Дружбу с людьми она заводит только для того, чтобы собрать информацию и свежие идеи, а потом блеснуть ими как собственными на очередном совещании с целью произвести нужное ей впечатление на руководство. Если на совещании кто-то выступит со встречным предложением, то Татьяна Ивановна тут же разразится критикой: «Это вчерашний день! Никто так не делает! Этот метод не работает!» Ревностно следит Татьяна Ивановна и за тем, чтобы никто из сослуживцев не обошел ее в значимости. Отправляя клиенту выполненное задание, она обязательно что-нибудь слегка испортит, а когда получит гневный ответ: «Что вы мне прислали!» – с радостью побежит к руководителю, чтобы обратить его внимание на нерадивого исполнителя, ведь из-за него клиент грозится забрать деньги из проекта. Но после уговоров руководителя и за определенное вознаграждение Татьяна Ивановна соглашается «спасти» проект и отправляет заказчику первоначальный вариант задания, без собственных правок. В результате все довольны, но главное – Татьяна Ивановна приобретает статус самого значительного сотрудника в коллективе.

Наличие таких сотрудников в аптечном коллективе вынуждает людей их терпеть (в ущерб своему здоровью) или искать другое место работы. А если работа в данной аптеке нравится и человек хочет сохранить и рабочее место, и здоровье, а также обеспечить себе комфорт, то можно попытаться поставить на место таких вредных людей. Как это сделать? 


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…



Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам