Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Лидировать или руководить?

№ 3 | (стр. 20)
-
Нравится
0
Лидировать или руководить?
Важной проблемой, с которой сталкиваются начинающие руководители аптек, становится не столько дефицит квалифицированных специалистов и текучесть кадров, сколько отсутствие у сотрудников реальных представлений о самом предмете их деятельности и тех требованиях, которые к ним будут предъявлять на рабочем месте. А главное, каждый из них всякий раз напоминает своему любимому начальнику, что он «согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды».
Не застрахованы от этого даже руководители, которые получили назначение в родной аптечной сети и, казалось бы, знают всех и вся…
– Людка, новость слышала? Марь Иванна ушла на пенсию.
– Ну и что?
– Тебя вместо нее назначили!
– Да ну!
И вот обрадованная Людка (простите, Людмила Васильевна), вступив в должность заведующей, открыла дверь теперь уже своей аптеки. И, конечно, попала «с корабля на бал»…
Каждый день для нее теперь начинается с фразы: «А Марь Иванна так не делала!» На любую ее просьбу или распоряжение сотрудницы хором отвечают: «А зачем это?» Приказы и предложения подчиненные встречают заученной фразой: «Мы и так ничего не успеваем!»
Сколько ни твердит Людмила Васильевна, что в аптеке должен быть порядок, сотрудники не воспринимают ее как начальника, обижаются или вовсе отказываются подчиняться…
Намаявшись, Людмила Васильевна решает утвердить собственный авторитет во чтобы то ни стало. Для этого ей нужно постичь основы руководства коллективом и технологии установления лидерства. Вместе с ней обратимся и мы к науке управления. Это будет полезно.
Аптечный коллектив – это социальная группа. Без понимания природы отношений людей в группе руководить ей сложно. Только когда поймешь эти закономерности, станет ясно, как правильно руководить, управлять, лидировать, ставить задачи, добиваться результата.
Итак, каким же законам подчиняются взаимоотношения людей в группах?

  ВЛАСТЬ ЛИДЕРА
Власть в социальной группе осуществляется с помощью лидерства и так называемого группового канона. Формальной группой управляет руководитель, неформальной – лидер. Власть руководителя определяется приказом и служебными инструкциями. Власть лидера абсолютна и держится на удовлетворении
ожиданий группы.
Лидерство в социальной группе осуществляется тремя типами лидеров.
Первый – ответственный лидер. Он впереди, у всех на виду, он отвечает за последствия принимаемых в аптечной организации решений.
Ответственным лидером является руководитель аптеки.
Второй тип – эффективный лидер, тот, кто на самом деле принимает решения. Он может быть официальным лицом в аптечной организации, например, сам руководитель или его заместитель, а может и не быть. В группе это самая важная личность.
Третий тип – психологический лидер – самый влиятельный человек. Лидерство может быть представлено различными комбинациями этих типов, а бывает,
все три типа воплощены в одном человеке, например, в собственнике или руководителе аптечной организации.

  КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОН, КУЛЬТУРА
Групповая работа, включая повседневную деятельность, регулируется лидерством с помощью группового канона, который состоит из: 
• конституции;
• законов;
• культуры.
Каждая группа должна обеспечивать подчинение всех принятому канону. Для эффективной работы членам группы необходимы хорошо уравновешенные свободы: не так мало, чтобы вызывать раздражение и агрессию по отношению друг к другу, и не так много, чтобы люди могли развратиться.
Групповой канон мы называем корпоративной культурой организации. Конституция и законы группового канона включают в себя:
• название аптечной организации;
• законные преимущества, дающие право на существование (лицензия по видам деятельности, устав и т.п.);
• обязанности (трудовые договора, контракты, должностные инструкции);
• формулировку целей и задач деятельности;
• организационную структуру аптечного предприятия, положение о развитии персонала, приказы о назначении на руководящие должности;
• официально установленные правила, регулирующие рабочий процесс (распорядок дня, положение о персонале, договор о материальной ответственности);
• условия применения законов и конституции или добавления к ним (коллективный договор, положение о взысканиях, положение о поощрениях).

  АСПЕКТЫ ГРУППОВОГО КАНОНА
Культура группового канона состоит из трех аспектов:
• технический (орудия групповой деятельности, открытая или закрытая выкладка товара в аптеке);
• групповой этикет, который определяет формы общения друг с другом, с покупателями и партнерами (стандарты обслуживания покупателей, дресс-код);
• групповой характер, то есть совокупность особенностей, присущих именно данной группе в ее деятельности и в ее взаимоотношениях (инструкции рабочего места, порядок проведения оценки качества труда, система мотивации, положение о работе с покупателями).

  КОГДА ЛИДЕР ОПРЕДЕЛИЛСЯ
Групповой канон создает основатель аптечной организации.
Установление лидерства происходит одним из четырех способов:
• выборы (не один собственник, в случае с профсоюзом и т.п.);
• наследование (тот же механизм при покупке, слиянии/поглощении);
• захват власти (тот же механизм при создании собственником аптечной организации);
• допущение (вступление в должность).
После того как лидерство и групповой канон определены, аптечная организация начинает обрастать индивидуальной структурой, то есть на вакантные должности приходят конкретные люди. Каждый из них воспринимает группу, свое положение в ней и свои отношения с коллегами в соответствии с собственными представлениями, а часто иллюзиями.
Эти представления образуют частную структуру группы, которая меняется в ходе ее развития.
Аптечная организация – открытая социальная группа, в которую можно вступить на определенных условиях и выйти из нее.
Кстати, покупатели, особенно постоянные, являются членами социальной группы аптечной организации.
Словом, аптечная организация, как живой организм, развивается и меняется. О законах ее развития мы поговорим в следующий раз.
Продолжение следует…
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам