Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Кларитромицин: консультируем профессионально

№ 11 | (стр. 21)
-
Нравится
0
Кларитромицин: консультируем профессионально
В осенне-зимний период, из-за переохлаждения организма и общего снижения иммунитета, обычно учащаются случаи заболеваний дыхательных путей: синуситов, фарингитов, тонзиллитов, бронхитов и пневмоний. Традиционно одними из самых популярных препаратов для лечения заболеваний верхних дыхательных путей считаются антибиотики наименее токсичной фармакологической группы – макролиды.
Подготовила Илона Вернер

Один из ведущих препаратов этой группы для терапии инфекционных заболеваний дыхательных путей – кларитромицин. Кларитромицин оказывает антибактериальное действие, подавляя синтез белка бактерий. Показания к его применению включают инфекции кожи и мягких тканей; инфекции, вызванные Mycobacterium spp.; эрадикацию Helicobacter pylori в составе комплексной терапии. Однако наиболее широкое распространение препарат получил именно в терапии заболеваний дыха-
тельных путей, поэтому первостольники отмечают, что лекарственные средства на основе кларитромицина особенно востребованы в сезон холодов.

  
ПО РЕЦЕПТУ
С 13 июля 2013 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ №1175н от 20.12.2012 «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», в соответствии с которым врачи
обязаны прописывать в рецепте только международное непатентованное наименование (МНН), без указания торгового названия препарата.
С этим нововведением значительно увеличивается роль первостольника в подборе терапии пациенту – ведь именно с помощью его консультации будет совершена покупка того или иного лекарственного средства. Если раньше провизор в большинстве случаев мог, не задумываясь, отпустить конкретный препарат, прописанный в рецепте, по торговому названию, то теперь перед ним стоит проблема выбора оптимального варианта в рамках МНН.
Российским покупателям, привыкшим приобретать точь-в-точь то, что написано в рецепте, новый порядок выписывания ЛС также может доставить ряд неудобств. Например, при рекомендации оригинального препарата расхождение торгового наименования с МНН, указанным на бланке, может вызвать затруднения у клиента аптеки.
Работа в новых условиях потребует от первостольника максимального уровня знаний по препаратам и развития ключевых навыков работы с клиентом:
• быстро определять потребности клиента и принимать решение о рекомендации;
• кратко и в то же время доступно аргументировать выбор того или иного препарата.

  
ОПТИМАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
Итак, в руках работника первого стола – рецепт на кларитромицин. Сегодня фармацевтический рынок предлагает десятки препаратов с этим действующим веществом, и выбрать из такого разнообразия оптимальное лекарственное средство – задача не из легких.
Универсального способа подбора препарата для любого пациента, конечно, не существует. Однако важно отметить ключевые критерии выбора и рекомендации того или иного лекарственного средства.
• Уверенность в высоком качестве ЛС
Многие первостольники склонны считать наиболее эффективными и безопасными оригинальные препараты. Однако позволить себе приобретение оригинальных препаратов, как правило, может лишь небольшой процент покупателей. Многие пациенты со средним уровнем дохода при рекомендации оригинального препарата будут уходить из аптеки без покупки в поисках более доступного лечения.
В то же время, современные технологии и процедуры контроля качества позволяют многим дженериковым компаниям выпускать ЛС, не уступающие по своим характеристикам оригинальным. Хорошим индикатором качества может служить репутация производителя среди практикующих специалистов. Например, компа-
ния Зентива – дженериковое подразделение оригинальной группы компаний Санофи – уверенно занимает первые строчки в списках производителей, репутацию которых врачи удостоили высокой оценки.1 Все препараты Зентива выпускаются в соответствии с европейскими стандартами производства качественных ЛС, разработанными Всемирной организацией здравоохранения. Стандарт качества ВОЗ и хорошая репутация компании среди врачей могут служить весомыми аргументами и для покупателя в пользу приобретения именно Кларитромицина Зентива.
• Доступность для большинства покупателей и выгода аптеки
Как препарат последнего поколения, обладающий благоприятным профилем безопасности, кларитромицин представлен на аптечных прилавках по достаточно высоким ценам. Так, оригинальный препарат можно приобрести по средней розничной цене около 1000 рублей за упаковку таблеток 500 мг № 14.2 Такая стоимость с большой
долей вероятности может привести к отказу пациента от приобретения выписанного препарата (или подтолкнет его к поиску более низких цен в других аптеках).
Для сравнения: самые доступные препараты кларитромицина российского производства стоят порядка 350–390 рублей за упаковку. Однако на сегодняшний день ЛС отечественного производства у многих не вызывают доверия: им отдают предпочтение лишь 7,3% покупателей.4
Оптимальной рекомендацией покупателю с рецептом на кларитромицин по МНН может стать Кларитромицин Зентива. При качестве производства, подтвержденном европейским сертификатом GMP,стоимость одной упаковки Кларитромицина Зентива 500 мг № 14 – 480 рублей, то есть она находится в пределах психологически комфортной для покупателя цены и при этом более выгодна для аптеки по сравнению с другими МНН-дженериками.
• Легкость в рекомендации
Уже сегодня каждый седьмой рецепт на кларитромицин выписывается без указания торгового наименования препарата, то есть по МНН. В такой ситуации наиболее простой и быстрой будет рекомендация препарата, содержащего МНН в торговом названии, например, Кларитромицина Зентива. Консультировать покупателя всегда легче, наглядно представляя ему интересующую информацию. Вся важная информация на упаковке Кларитромицина Зентива представлена крупно и с разных сторон: действующее вещество, название, дозировка и фасовка. Такая упаковка облегчает и работу фармацевта: дозировки различаются по цвету, и нужный препарат легко найти на полке.

 
По данным независимых исследовательских компаний Synovate Comcon и IMS, около 1/3 пациентов, которым оригинальный кларитромицин выписан врачом по торговому названию, отказываются от покупки в пользу более доступных аналогов. Так, в 2012–2013 гг. доля оригинального кларитромицина в рецептах достигала 50%, а доля в продажах (упаковки) составила всего лишь 34%.3


  ОБЩАЕМСЯ С ПОКУПАТЕЛЕМ
Давайте рассмотрим следующую ситуацию: в аптеке покупатель с рецептом на кларитромицин. Вашему вниманию предлагается алгоритм рекомендации:
кларитромицин.png

ЗЕНТИВА: ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ПРОШЛОЕ, ДОСТОЙНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
История компании Зентива насчитывает более пяти столетий, она начинается с открытия первой аптеки в центре Праги в 1488 году (в то время лекарственные средства
изготавливались непосредственно в аптеке). Первый завод по производству лекарственных средств был открыт в 1857 году. Сегодня фармацевтическая компания
Зентива – один из лидеров по производству дженериковых препаратов в Европе, входит в оригинальную группу компаний Санофи. Зентива находится на одной из ведущих позиций и на российском фармрынке. По данным независимого исследования Comcon Medi-Q, она занимает 4-е место в рейтинге компаний по оценке российских врачей всех специальностей. Все препараты компании производятся с соблюдением стандартов качества GMP, разработанных Всемирной организацией здравоохранения.
Новинки в портфеле компании Зентива на российском рынке – это высококачественные дженериковые препараты, содержащие МНН в торговом названии:
• Амлодипин Зентива, блокатор «медленных» кальциевых каналов;
• Карведилол Зентива, альфа- и бета-адреноблокатор;
• Валсартан Зентива, антагонист рецепторов ангиотензина II;
• Кларитромицин Зентива, антибиотик-макролид;
• Амитриптилин, антидепрессант;
• Троксерутин Зентива, венотонизирующее и венопротекторное средство;
• Симвастатин Зентива – гиполипидемическое средство.

1. По данным независимого исследования Comcon Medi-Q, весна 2013 года (5 место по оценке репутации врачами всех специальностей)
2. По данным независимого исследования IMS, июль 2013 – 965 рублей.
3. По данным независимого исследования IMS 2012 – 2013 и Comcon PrIndex, весна 2013.
4. По данным независимого исследования Comcon Pharma-Q, весна 2013.
5. GMP, «надлежащая производственная практика» (good manufacturing practice) – набор стандартов производственной практики, обеспечивающих высокий уровень каче-
ства выпускаемых ЛС. Данный стандарт включает в себя требования как к производственным процедурам и санитарным нормам, так и к персоналу, задействованному в
производственном процессе, и многоуровневым процедурам контроля качества сырья, промежуточной и готовой продукции.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам