Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Хорошо забытое старое

№ 12 | (стр. 22)
-
Нравится
0
Хорошо забытое старое

Стремительно пролетев, двадцатый век открыл человечеству многие тайны мироздания: атомная энергия, генная инженерия, пересадка органов, лазерное излучение, антибиотики, искусственное сердце и многое-многое другое. Казалось бы, мир уже изучен вдоль и поперек. Но открытие китайской ученой Ту Юю артемизина, спасшего миллионы жизней, примечательно тем, что сделано в результате глубокого изучения древних лечебных трактатов.

М. Сайфуллин, врач-инфекционист
Н. Зверева, к.м.н., доцент кафедры детских инфекционных болезней РНИМУ им. Н.И. Пирогова

САМАЯ ДРЕВНЯЯ ИНФЕКЦИЯ
Слово «малярия» дословно переводится на русский язык как «испорченный воздух». Такое название болезнь получила благодаря находившимся недалеко от Рима болотам, после посещения которых люди и заболевали. Малярия – одна из самых древних инфекционных болезней, известных человечеству, первые летописные упоминания о ней были найдены в Китае и датируются 2700 годом до нашей эры. Лишь в конце XIX века был обнаружен возбудитель малярии и доказана роль комаров в ее передаче.
Уничтожение натуральной оспы породило иллюзию, что многие инфекционные заболевания можно вскоре стереть с лица Земли. Но в новом веке мы остались жить, словно старуха у разбитого корыта, со своими болезнями, ставшими ввиду неспокойной обстановки и чудовищного социального расслоения в сто раз опаснее. Малярией ежегодно заболевают до 500 миллионов человек, а более 1,5 млн – умирают.
Поискам противомалярийных лекарств на протяжении тысячелетий уделялось большое внимание. И если малярия впервые была упомянута в древнекитайских трактатах, то первое средство было описано там же: именно в Китае практиковалось лечение заболевания полынью. Открытие Америки дало человечеству хинин – препарат, получаемый из коры хинного дерева. А в 1950-х были открыты антибиотики, подавляющие размножение плазмодия.
Однако уже во второй половине прошлого столетия начали поступать сообщения о лекарственной устойчивости малярии.

  НЕДОБРОЕ ЛИЦО БОЛЕЗНИ
Малярия – типичная природно-очаговая инфекция, передающаяся при укусе зараженным комаром, а если точнее, то тем, которого можно отличить по своеобразной посадке с задранным кверху хвостом, несвойственной другим его сородичам.
По остальным качествам (таким как размеры или тембр писка) от обычного комара его может отличить только профессиональный энтомолог. После укуса малярийные плазмодии попадают в кровоток и проникают в красные кровяные клетки – эритроциты. Питаясь гемоглобином, они быстро размножаются и выходят вновь в кровоток,
разрушив свое пристанище. Второе излюбленное место жительства плазмодия – клетки печени.
Заболевание сопровождается малярийными приступами – в момент, когда возбудители выходят из разрушенных эритроцитов, у больного начинается сильнейший озноб, температура тела поднимается до 40–41°С, а через несколько часов так же стремительно снижается. В зависимости от частоты малярийных пароксизмов выделяют трех- и четырехдневную малярию.
Но самая опасная форма – тропическая малярия, наиболее часто встречающаяся в Центральной Африке, но возможная и в странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. При этом заболевании нет типичной цикличности, приступы случаются ежедневно, а в это время происходит стремительное снижение уровня гемоглобина, нарушение работы почек. При попадании возбудителя в мозг развивается малярийная кома. При отсутствии лечения смерть наступает к 10–14-му дню. Особенно тяжело
протекает болезнь у людей европеоидной расы, тогда как африканцы переносят ее значительно легче. Но и среди местных жителей, особенно детей, смертность от малярии такова, что в некоторых странах детей до 5 лет даже не регистрируют.

ПО ПРОСЬБЕ ХО ШИ МИНА И ПРИКАЗУ МАО
Китайская исследовательница Ту Юю, здравствующая и поныне, родилась еще в Китайской империи в 1930 году. Вторая мировая война, становление Китайской республики, Большой скачок пролетели за время ее становления как врача. После окончания медицинского университета Ту Юю начала изучать традиционную китайскую медицину.
Высокая заболеваемость малярией в южных провинциях Китая и охваченном войной Вьетнаме требовала незамедлительных контрмер. По просьбе вьетнамских товарищей и личному приказу Мао лучшие медики секретно были направлены на юг страны. Лидер КНР заодно и решил еще одну проблему: во времена культурной революции в Китае ученые причислялись к одному из девяти контрреволюционных сословий, и отправка их на периферию была частью программы борьбы с
инакомыслящими (что очень напоминало сталинские «шарашки»). В группу исследователей вошла и Ту Юю.
За время работы группы было исследовано более двухсот тысяч химических соединений. Изучение древних трактатов позволило выделить 640 рецептов, по которым было изготовлено почти 400 экстрактов. И именно в полыни (не в горькой, что растет в наших краях, а в сладкой – Artemisia annua, лечение которой было описано в 340 году) был обнаружен артемизин – вещество, стремительно убивающее плазмодии и обладающее низкой токсичностью. Из-за секретности результаты исследований были опубликованы лишь в 1979 году, однако были встречены скептически: из-за химического строения артемизин мог оказаться неустойчивым, с непродолжительным сроком
активности. К тому же еще с успехом использовались другие, проверенные лекарства.

  ВЕК АРТЕМИЗИНА
Часы пробили полночь, наступил миллениум, а затем и новый век вошел в свои права. К сожалению, новое тысячелетие человечество встретило, глубоко увязнув в этнических и религиозных войнах, террористических атаках, обогащении развитых стран и обнищании третьего мира, где малярия продолжала поглощать человеческие
жизни. Появились полирезистентные штаммы плазмодия, не реагирующие на лечение. И в этот момент артемизин оказался палочкой-выручалочкой, став неотъемлемым компонентом комбинированных лекарств.
В 2006 году артемизин был признан препаратом первого выбора для лечения малярии. Кроме лечебных свойств у него было еще одно несомненное преимущество – дешевизна. В то время как некоторые современные лекарства по цене сопоставимы с автомобилем, коробка Коартема стоит 7–10 долларов. Хотя во многих африканских регионах и такая сумма – большое состояние. Но именно низкая себестоимость позволила проводить лечение за счет средств ВОЗ и спасти в первую очередь миллионы
детей.
За исследования в области противомалярийных лекарств Ту Юю была награждена в 2015 году Нобелевской премией в области медицины. Премия была разделена с учеными Кэмпбеллом и Омурой, открывшими противоглистный препарат ивермектин (но это уже другая история, требующая отдельного рассказа). Пожалуй, премия 2015 года по медицине стала самой понятной даже необразованным людям, многим из которых и помогли эти открытия.
Но и плазмодий не сидит «сложа стебель». Все чаще обнаруживаются штаммы, устойчивые и к препаратам полыни. Поэтому эксперты ВОЗ в настоящее время рекомендуют использование комбинированных препаратов. А в перспективе – разработка противомалярийной вакцины. Именно на вакцинопрофилактику возлагаются самые большие надежды в долгой войне человечества с болезнью, насчитывающей несколько тысяч лет.

  ПОСТСКРИПТУМ
В России противомалярийные препараты на основе артемизина не зарегистрированы, не производятся и не импортируются. Имеющийся арсенал средств может в любой момент оказаться недостаточным для лечения заболевшего туриста. Именно поэтому паразитологи рекомендуют, возвращаясь из южной страны, прихватить с собой оттуда коробочку лекарства. Она может спасти кому-то жизнь.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам