Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Курортный роман с продолжением

№ 9 | (стр. 58)
-
Нравится
0
Курортный роман с продолжением

«Если она здесь без мужа и без знакомых, – соображал Гуров, – то было бы нелишне познакомиться с ней…» Это строки из рассказа Чехова «Дама с собачкой». За сто лет стереотип курортного флирта не изменился, но его последствия приобрели куда большие масштабы.

Ирина Ковалева, врач

Из-за жарких страстей этого лета у дерматовенерологов сейчас работы – непочатый край!

 ОЖЕРЕЛЬЕ ВЕНЕРЫ
В прежние времена докторам жилось куда проще. Сексуально активные курортники страдали лишь двумя заболеваниями: гонореей и люэсом, более известным как сифилис.
В XVI веке французский ученый Бетанкур предложил именовать их венерическими болезнями по имени мифологической богини любви Венеры, поскольку недуги передавались при половом контакте. Так романтизация сексуальных отношений галантными французами закрепилась в науке и в названии врачебной профессии. А поскольку «болезни любви» оставляли зримые свидетельства на коже в виде «ожерелья Венеры» (характерной сыпи вокруг шеи) и других проявлений, к слову «венеролог» приставили корень «дермато-» (по-латыни derma значит «кожа»).
То ли дело сегодня – букет болезней, передаваемых половым путем, все разнообразнее. Их перечень постоянно расширяется с открытием новых возбудителей: трихомонад, хламидий, уреаплазм, вирусов, анаэробных микроорганизмов, грибов. А уреаплазмоз и вовсе вышел по распространенности на 2-е место после гриппа.

 ЗАМЕНА БУКВЫ
В 1982 году в документах Всемирной организации здравоохранения впервые появился термин ЗППП – «заболевания, передаваемые половым путем», объединивший около 20 различных болезней.
С 1995 года их стали обозначать как ИППП – «инфекции, передаваемые половым путем». Название изменили специально, чтобы подчеркнуть высокую контагиозность этой патологии.
Ученые насчитывают более 20 таких инфекций. Мы-то с вами твердо убеждены, что к нам они не имеют никакого отношения. И никогда не будут иметь! Но в жизни бывает всякое. Например, случайная связь на курорте. По статистике, такой опыт есть у каждой третьей женщины. Стоит ли удивляться, что в конце пляжного сезона работы у венерологов прибавляется?

 С ПЯТОГО РАЗА
В конце 1990-х – начале 2000-х в России свирепствовала эпидемия сифилиса: им были больны 278 человек на 100 тысяч населения, а общая заболеваемость ИППП перевалила за миллион. Сейчас число эпизодов того же сифилиса сократилось в 10 раз – до 25,5 случаев на 100 тысяч населения.
Но расслабляться не стоит, особенно на отдыхе!
Подсчитано: чтобы подхватить ИППП, нужно сменить как минимум 5 половых партнеров. Но это по статистике, а в реальной жизни болезнь может подарить первый же возлюбленный – как правило, случайный курортный знакомый. И последствия могут оказаться трагическими. Хотя сифилис хорошо изучен, но и в наши дни от него иногда умирают.
ВНЕЗАПНОЕ ЖЕЛАНИЕ ДОВЕРИТЬ НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДУШУ И ТЕЛО В КУРОРТНОМ РАЮ ПСИХОЛОГИ СВЯЗЫВАЮТ С «ЭФФЕКТОМ ПОПУТЧИКА».

 ТАЙНА ГАРАНТИРУЕТСЯ
Коварство ИППП в том, что они очень долго не дают зараженному человеку никаких поводов насторожиться. Многие по несколько лет носят в себе бледные трепонемы (возбудители сифилиса), гонококки, уреаплазмы или хламидии, не подозревая об этом, и по неведению заражают других. Раньше дерматовенеролог обязан был отследить каждый такой контакт и привлечь всех участников эпидемической цепочки к принудительному обследованию и госпитализации.
Сейчас «полицейские» функции не входят в его обязанности. Обследование анонимное, лечение сугубо добровольное, по возможности – амбулаторное (в поликлинике при кожно-венерологическом диспансере по месту жительства), соблюдение врачебной тайны гарантируется. У современного дерматовенеролога много общего с социальным работником. ИППП относятся к так называемым социопатиям, то есть заболеваниям, имеющим не только медицинское, но и социальное значение.
Времена, когда каждого больного укладывали в стационар и всю оставшуюся жизнь он нес на себе клеймо позорного, как тогда считалось, заболевания, безвозвратно ушли в прошлое. Об этом нужно напоминать клиентам, которые приходят в аптеку за препаратами от ИППП «самотеком», минуя врача. Таблетки от всех ИППП сразу не существует – сначала нужно обследоваться, чтобы выявить конкретную инфекцию, а потом уже целенаправленно лечиться от нее.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА КУРОРТЕ
Если секса с незнакомцем не избежать, необходимо…
1. Использовать презерватив! Лучше всего гладкий, без шипов и усиков, оставляющих на слизистой влагалища микротравмы, через которые возбудители ИППП могут просочиться в организм. Если случайный отпускной секс был защищенным, беспокоиться практически не о чем.
2. Не надеяться на антисептики. Влагалищные гели, кремы, свечи приносят пользу только тогда, когда применяются по назначению. А поскольку женщина не знает, какой именно инфекцией мог наградить ее случайный партнер, то нет и уверенности в том, что использованное средство помогло.
Применять антисептическое средство на жирной основе одновременно с презервативом вообще нежелательно: латекс может раствориться и возбудители ринутся наружу.
3. Не уповать на спринцевание. Вода (в том числе и подкрашенная марганцовкой) от половой инфекции не защитит.
4. Поскорее обратиться к гинекологу! Действовать надо как на пожаре – быстро и решительно, пока не истекло драгоценное время. В запасе всего трое суток, чтобы женщина успела обезопасить себя от незапланированной беременности и ИППП с помощью соответствующих препаратов, которые выпишет врач. Специалисты разработали более 15 схем с использованием различных гормональных и антибактериальных средств, чтобы сделать оптимальный выбор в зависимости от возраста и состояния здоровья пациентки. Они помогут избежать бактериальных инфекций (сифилиса, гонореи, хламидиоза, уреаплазмоза, микоплазмоза, трихомониаза), хотя не спасут от вирусов – например, генитального герпеса, вируса папилломы человека и ВИЧ.
5. Нанести контрольный визит венерологу через 3–4 недели после незащищенного секса. Хотя у всех ИППП разный инкубационный период, месяца обычно достаточно, чтобы болезнь проявилась. Показаться доктору и сдать анализы стоит, даже если человека ничего не беспокоит: некоторые половые инфекции протекают в латентной (скрытой) форме, незаметно подтачивая здоровье.

Фамильная история
  Придворному банкиру баварского короля герру Вассерману в кошмарном сне не могло присниться, что с легкой руки его сына Августа Пауля их почтенная фамилия будет навеки вписана в бланки анализов крови на «дурную болезнь» – сифилис. А ведь как славно все начиналось! Август стал знаменитым микробиологом и иммунологом, возглавил институт экспериментальной терапии в Берлине и воплотил в жизнь заветную мечту отца, получив за научные заслуги дворянство с правом на приставку «фон» перед фамилией. Дернул же его черт разработать метод лабораторной диагностики сифилиса!
И ведь трудился-то он над ним не в одиночку, а совместно с коллегами, А. Нейссером и К. Бруном, но их имена почему-то с реакцией не связали. И хотя она давно уже устарела, новые методы проверки на сифилис (в частности, реакция микропреципитации, иммунофлюоресцентная реакция и ПЦР), пришедшие ей на замену, и врачи, и пациенты по инерции продолжают называть реакцией Вассермана (RW).


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам