Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Своя рубашка ближе к телу

№ 3 | (стр. 42)
-
Нравится
0
Своя рубашка  ближе к телу

Невероятно, но факт: этот предмет одежды не выходит из моды уже 5000 лет! Таков возраст самой древней рубашки из льна, найденной археологами в египетской гробнице. В те незапамятные времена она имела вид хитона – одежды без рукавов из сложенного пополам по вертикали куска ткани. Хитоны носили в Древней Греции и Византии, откуда после крещения Руси они пришли и к нам, войдя в моду у князей. Но рубахами-то на свой, славянский, манер и правители, и простые крестьяне щеголяли задолго до обращения в христианство!

Ирина Ковалева, врач

Не было на Руси одежды сакральнее, чем рубашка! У наших предков она считалась чем-то вроде второй кожи, а рукава – продолжением рук. В рубашку вместо пеленок заворачивали новорожденного, да и шили их потом из нее же: девочке – из маминой сорочки, мальчику – из папиной, чтобы уберечь от сглаза, порчи и всяческого зла. В ней же человека крестили, женили, а когда приходил последний час, клали, как в известном стихотворении Есенина, под иконами умирать. Рубашка ассоциировалась с судьбой. Потому-то у нас до сих пор в ходу столько пословиц, поговорок и примет, связанных с этим предметом одежды.

Рожденные в сорочке

О везунчике, которому удается выходить невредимым из опасных передряг, говорят: «В рубашке родился!» Ну, или в сорочке – не важно. На самом деле никакая это не сорочка, конечно, а обрывок плодной (амниотической) оболочки, чудом уцелевшей в процессе родов. В том, что эта самая оболочка служит мощным оберегом, верили еще в Древнем Риме, причем не кто-нибудь, а адвокаты, пытавшиеся разжиться магической диковинкой, чтобы обеспечить себе успех в делах! 

Феноменальная везучесть рожденных в рубашке счастливчиков в скандинавских, германских и славянских сказках объяснялась покровительством живущей в заоблачной выси всесильной богини. На Западе ее звали Гольдой, а на Востоке – Ягой (в те незапамятные времена она еще была красотка хоть куда, а не горбатая старуха с клюкой). И вот оттуда-то, из-за этого самого облака, где резвятся души нерожденных детей, отправляла их Гольда-Яга на землю, чтобы те приняли человеческий образ. Душа младенца приходила в мир не одна, а с помощниками: ее оберегали добрые духи вроде теперешних ангелов-хранителей. А где им было еще скрываться, кроме как не в той самой «рубашке», в которой рождался ребенок?

В начале XIX века британские газеты пестрели объявлениями о продающихся плодных оболочках: без такого талисмана ни один адвокат не являлся в суд, иначе процесс был бы проигран! А в царской России, приступая к сложному начинанию, подобную «сорочку» брали напрокат у знакомых. Ее не только тщательно сохраняли, но и зашивали в самое ноское платье дитяти, появившегося на свет в этой «одежке», чтобы тот не растерял свое счастье. 

Топор вместо ножниц

Что любопытно, наша русская «рубаха» приходится кровной родственницей «рублю»: оба этих существительных наши предки произвели от глагола «рубить». Рубли раньше рубили из золотых и серебряных прутов. Рубахи, конечно, выкраивали ножницами, но слово «рубить» использовалось еще и в значении «отрезать». Поэтому и кусок полотна назывался не «отрезом», а «рубом»: подрубленная (подшитая) кромка именовалась рубцом, а сама одежда – рубищем, причем без всякого негативного оттенка. Кстати, название рабочей робы пошло отсюда же: это тот же «руб», только произнесенный чуть иначе – через букву «о». 

Одним словом

Добрым и смирным человеком в старину восхищались: вот ведь рубаха-парень – душа нараспашку! Сначала, правда, произносили наоборот – «парень-рубаха», но в наше время слова почему-то переставили. Обнищавшему соседу сочувствовали: в одной рубашке остался! А случись грабеж, вопили на всю ивановскую: «Люди добрые, последнюю рубаху сымают!» Сорочкой клялись сохранить чужую тайну: «Знай рубаха да подоплёка (подплечники то есть), никому не скажу!» А о получившем по заслугам беспредельщике говорили: «По Ивашке рубашка!» 

Приметы и смыслы

Знаете, как наши предки называли полотенце? «Рубашно»! Да и месячные в те времена женщины именовали в том же духе – «рубашное». Видимо, по оставляемым на рубашке следам, ведь другого нижнего белья у них не было. А рубашка еще и служила чем-то вроде прокладки. 

Кстати, ворот ночной сорочки, согласно народным поверьям, должен быть по ночам расстегнут. Объясняли это так: ангел, осматривающий спящих, так свободно заглядывает человеку в душу. Но у приметы есть и глубокий физиологический подтекст: если ворот давит на шею и грудь, затрудняя кровообращение и дыхание, то так и помереть во сне недолго (как говорили в старину, «успать душу»). Или как минимум заработать скачок давления с утра пораньше. 

Считалось, что младенцу нельзя шить рубашку из нового холста, а то не доживет до года! Мистика мистикой, но было в этом правиле и здравое зерно: новый холст слишком груб или, как говорили в старину, суров для нежной детской кожицы, поэтому он никогда не шел на пеленки-распашонки. Кроили их только из поношенных родительских рубашек.

А еще колдуньи, ведьмы и падшие женщины не имели права носить пояса поверх рубашек. Все остальные снимали их лишь при погребении близких и в дни соответствующих религиозных праздников. Если же человек забывал подпоясаться по другим причинам, это расценивали как варварскую наглость, неотесанность и попрание обычаев предков: «Распоясался!» 

Народные традиции

Рубашка – единственная одежда ребенка от рождения до обряда инициации, после которого тот считался уже взрослым. А обряд этот в разных местностях и даже семьях проводился в разное время. Порой девушка до самой свадьбы ходила в одной рубахе, без сарафана, а «венчальная сорочка» считалась символом невинности невесты. Ее она никогда не шила себе сама (плохая примета), а вот рубашку для жениха была обязана изготовить, чтобы ближе нее у него никогда никого не было. И потом осуществляла магический ритуал: вытиралась ею вместо полотенца накануне свадьбы, попарившись в бане. 

Взрослые припасали новую сорочку к Рождеству, ходили в ней постоянно, и к Пасхе она уже порядком изнашивалась. Ну, а если новой рубашки ко дню рождения Христа справить не удавалось, встречали праздник в старой, которую ни в коем случае не стирали:  «На Рождество не надевай чистой рубахи, разве что обновишь суровую (то есть новую), а то жди неурожая». 

Чтобы уберечь человека от злых духов и болезней, тщательно отделывали вышивкой все отверстия: подол, рукава, но особенно ворот, ведь оттуда в момент смерти вылетала душа. Поэтому по вырезу располагали охранительный орнамент. Со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды – ожерелье. Так что, вешая на шею нитку бус, вы каждый раз совершаете магический ритуал продления собственной жизни. 

 


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам