Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Личность с большой буквы

№ 9 | (стр. 72)
-
Нравится
0
Личность с большой буквы
Многие думают: когда ребенок подрастет, когда поумнеет, только тогда и стоит заниматься развитием его личности. Это ошибка. Пока малыш растет и умнеет, пропасть непонимания между ним и старшими может незаметно разрастись до масштабов вселенной.
Автор: Юлия Будыльникова

Я не претендую на роль авторитета в этом вопросе, но я – счастливая мать девятнадцатилетней дочери и хочу поделиться своим опытом воспитания личности. Удалось мне это или нет – решать вам.

  РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
 Все, что вы хотите видеть в ребенке, постарайтесь дать ему до трех лет. До шести он будет развиваться, а потом процесс перейдет в стадию шлифовки и трансформации приобретенных знаний. Я не принимаю методику японцев, которые считают, что уже в два года малыш может играть на скрипке и скакать на лошади. Не надо крайностей. Но кое-что взяла на вооружение. Когда дочери исполнилось полгода и она научилась сидеть, мы стали потихоньку заниматься развитием ее способностей. Это была игра, и она нравилась нам обеим. Показывая дочери открытки с изображениями разных собак, я учила ее соотносить картинку с названием породы. Детский мозг впитывал новые слова: «шарпей», «колли», «пудель», «овчарка». В результате из всех собак, что встречались нам на прогулке, дочь безошибочно показывала ту, которую я называла.

  Я СОЧИНЯЛА ИСТОРИИ
Отдельно хочу сказать про книги. Я делала их сама. Тогда не было магазинов для творчества, и я по ночам, когда находилось время, резала красивые картонки, шилом прокалывала в них отверстия для проволочной спирали, чтобы удобнее было листать. Я сочиняла истории, героиней которых была моя дочь. Гласные и согласные писала разными фломастерами. Это тоже стимулировало мозговую деятельность ребенка. Такие книги приводили девочку в восторг, ведь они про нее. Так у ребенка появилась любовь к чтению. Ни одна книжка, приобретенная впоследствии, не была раскрашена или изорвана моей дочерью. Когда в 1,5 года мы пошли в садик, заведующая определила нас в группу трехлетних, потому что по способностям мой ребенок обогнал сверстников. Дочь облегчала работу воспитателям, помогая детям учиться тому, что уже умела сама.
В семнадцать лет, в очередной раз гуляя по набережной Фонтанки, она отметила, что ее восприятие Питера в чем-то сродни восприятию Венеции Бродским. Я почувствовала себя неучем. Но потом испытала гордость и радость от того, что все, вложенное мной в дочь, было ею усвоено, чтобы потом она могла выработать собственные суждения о творчестве Бродского.

  ОН НЕ КАК ВСЕ
В нашем обществе тяжело быть «белой вороной». Стадное чувство прививалось людям на протяжении многих лет. Сейчас ситуация меняется. Но с малышами по-прежнему все непросто, ведь ребенок не понимает, что делает не так. В один из предновогодних дней детей попросили сделать рисунок: елка, Дед Мороз, подарки, зайчики… Вечером воспитательница сообщила, что мой ребенок изобразил какую-то чепуху. На рисунке был зимний лес, следы Деда Мороза, а под елкой в сугробе… гантель. Объясняю: наш папа занимался бодибилдингом и накануне вечером сказал, что старые гантели уже неэффективны, пора ему приобрести что-то потяжелее. Дочь захотела, чтобы Дед Мороз сделал ему такой подарок. Но гантели – штука тяжелая. Одна прорвала мешок с подарками и осталась в лесу под елкой. Ребенок проследил логическую цепочку, почему так получилось, но велено-то было рисовать зайчиков… Словом, я дочку похвалила. Впоследствии умение нестандартно мыслить выручало ее не раз.

  ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЖЕЛАНИЯМ
Конечно, здесь речь не о том, чтобы удовлетворять все прихоти своего чада. Нужно слушать и понимать его потребности. Я спросила ребенка, какой подарок он хочет на свое четырехлетие. Угадайте, что она ответила? Глобус! Я была ошарашена: зачем он четырехлетнему карапузу? Но дочь была непреклонна. Она у меня может быть упряма. Кто бы знал, каких трудов мне стоило найти этот самый глобус. Зато он был большой, красивый, с подсветкой изнутри и крутился сам. Когда дочь ложилась спать, мы его включали как ночник и загадывали, в какую страну хотим попасть, что будем там делать. Вообще дочка получала все, что у нас просила, потому что выбирала игрушки осознанно. Все они оказывались полезными: глобус, конструктор LEGO, велосипед, скрэбл.

  НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ЕГО
 Если между детьми и родителями нет доверия, возникает ложь. Ребенок отдаляется. Восстановить с ним отношения бывает трудно, а иногда и невозможно. Никогда не стоит обещать то, чего не сможешь выполнить. Раз-другой прокатит, но потом он поймет, что обещания взрослых – пустой звук. Моя мама говорила так: «Ты достаточно взрослая, чтобы осознавать возможные последствия собственных поступков, чтобы отвечать за них. Значит, все зависит о тебя. Но что бы ни случилось, я тебя поддержу». Я стараюсь следовать ее примеру. В третьем классе дети писали сочинение на тему: «Мой самый близкий друг (подруга)». Из 25 человек только моя дочь написала, что ее лучшая подруга – мама. Это дорогого стоит. С тех пор ничего не изменилось. Мы с дочерью по-прежнему доверяем друг другу, вместе пережили ее первую любовь. Сейчас я замечаю, что дочь становится в чем-то мудрее меня. Иногда я прошу у нее совета, когда сама не вижу выхода из ситуации. Я доверяю ей, и она платит мне взаимностью.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам