Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Немного о ритуалах, или Танцы с бубнами вокруг собственных страхов

№ 4 | (стр. 78)
-
Нравится
0
Вам никогда не приходилось ловить себя на том, что совершаешь одно и то же действие или ведешь себя определенным образом в той или иной ситуации, хотя это совершенно бессмысленно?
СТУК ПО ДЕРЕВУ ВМЕСТО ВАЛЕРЬЯНКИ
К примеру, будучи человеком разумным и реалистом, все равно стучишь по дереву, когда сообщаешь о чем-то хорошем окружающим: чтобы не сглазить. Ты в сглаз
совсем не веришь, а все равно стучишь. Многие люди заявляют, что могут и без стука обойтись в следующийраз, но большинство из них все равно стучат по дереву.
Говорят, что это привычка. А скорее привычное действие – ритуал.
Хоть и считается, что ритуалы на индивидуальном уровне в основном прерогатива обсессивно-компульсивных личностей, ими пользуются практически все – в той или иной степени. Обычно ритуалы связаны с определенной деятельностью, результат которой очень важен, и человек испытывает тревогу и опасается, что что-то не получится. Проведение определенных действий снимает тревогу. Из-за этого создается впечатление, что ритуал помогает контролировать будущее, и поэтому он повторяется вновь и вновь.
В том, что люди в своей жизни используют ритуалы, нет ничего плохого. Ритуальное поведение является неотъемлемой частью человеческой натуры. Это своеобразный бытовой транквилизатор, и часто специалисты по психическому здоровью рекомендуют клиентам разработать себе некий ритуал, который помог бы рас- слабиться и почувствовать себя уверенно.
Но, как и везде, все хорошо в меру. Не всегда ритуалы могут снять тревогу. При обсессивно-компульсивном расстройстве люди повторяют одни и те же действия снова и снова, потому как не чувствуют уверенности в том, что все сделали правильно. Например, достаточно вымыли руки.

  КОМПЛИМЕНТ КАК ПРИЧИНА ТРЕВОГИ
Однако если отойти от патологии и переместиться в зону между навязчивостями и нормальным применением ритуалов в жизни, то мы можем обнаружить группу людей, использующих ритуалы для того, чтобы предохранить себя от тревоги, которая связана с их личными страхами и различными катастрофическими семейными
сценариями.
Я думаю, что, навскидку, пожалуй, каждый может назвать одного или двух своих знакомых, которые, если им делать комплименты, начинают отказываться их принимать. Причем видно, что комплимент им приятен и заслуги свои они признают, но, по каким-то неведомым причинам, прежде чем признать себя молодцом, раз
десять перечислят свои отрицательные стороны, которые не позволяют им таковым считаться. То есть им надо еще подоказывать, что они-таки достойны комплимента, – и только потом они нехотя согласятся.
Если их спрашивают, зачем все это надо (может, рисуешься или ломаешься, может, хочешь продлить «минуту славы» или, может, еще как-то специально выгибаешься,
чтобы почувствовать свое превосходство?), то они часто отвечают, что и сами не знают, зачем так делают. Более того, все уговоры типа «да ну лаааадно, ты все равно
хороший» их раздражают, и они себя чувствуют не в своей тарелке. Им хочется, чтобы их уже поскорее закончили хвалить. Ибо, когда их хвалят, они ощущают прилив тревоги разной интенсивности.

  СТРАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Такое поведение касается не только похвалы. Это и предложение помощи, оплата труда, расспросы о хорошо проведенном отпуске и вообще все что угодно.
Дело в том, что похвала, принятие помощи или требование денег за оплату для человека является чем-то кардинально важным, что меняет ситуацию или его жизнь полностью с его индивидуальной точки зрения.
Например, принимая похвалу безоговорочно, ты «зарываешься», принимаешь ответственность. Если ты испекла вкусные пироги, то теперь, после того как тебя
похвалили, ты должна всегда печь такие же, а то и еще лучше. А ведь кто знает, как с пирогами выйдет? Может быть, и откреститься лучше сразу, чтобы потом по пиро-
гам претензий не было... Хотя на самом деле после удачных пирогов никто не утверждает план качества кулинарных изделий в доме и не берет подписку о его выполнении. Личность сама на себя в своем воображении пытается наложить эту ответственность и сама себя от нее освобождает путем развенчивания своих кулинарных способностей. Но, так как это ритуал, то происходит «развенчивание» не по-настоящему, а понарошку. Личность признает свои заслуги с оговорками и приобретает некий выход из ситуации воображаемого обязательства.
Отказ от оплаты за услугу или работу символически дает возможность человеку почувствовать себя нежадным, некорыстным, если в его понимании богачи – люди
испорченные. Даже если у него нет негативных мыслей по отношению к власть имущим, ему так спокойнее чувствовать себя – не связанным с деньгами. Кроме того,
деньги, также как и пироги, накладывают ответственность. Если ты взял за работу деньги, то подписался на некие обязательства и качество выполняемых работ.
С одной стороны, это само собой разумеющееся следствие выполняемых работ, с другой стороны, а кто знает, вдруг заказчику разонравится или еще что… и он спросит.

  ЗАЩИТА ОТ ОПЛАТЫ
Фактически все эти отказы признать заслуги являются ритуалами охранительными. То есть они будто бы охраняют личность от чего-то плохого, что она сама видит в
создавшейся ситуации. Все это можно было бы считать милой особенностью, но на самом деле все эти реверансы и кружения на месте: «Да я вовсе не такой!» – могут
довольно сильно вредить человеку. В самом деле, если ты трижды отказался от денег за работу, все ли работодатели тебе будут предлагать их в четвертый раз, да и
впредь оплачивать, к примеру, сверхурочный труд?
Когда работник говорит боссу: «Да что вы, Иван Иваныч, не возьму я эти деньги!» – не каждый Иван Иваныч в следующий раз предложит их снова. Если ты работаешь ненормированно и не хочешь за это денег с первого раза, то и предлагать зачем? В следующий раз именно бессребренник окажется первым кандидатом на
предмет «поработать бесплатно».
Довольно характерно, что у большинства людей, активно использующих такие охранные ритуалы, есть своя «целевая ритуальная аудитория». Они могут далеко не всегда отказываться от комплиментов в свой адрес.
Часто танцы «я не такая уж и хорошая, и не так уж мне много и надо» исполняются перед теми, чье мнение может быть важно для самого танцующего. В других же
случаях все принимается без сучка без задоринки.
На самом деле ритуал отказа и защиты в этом случае совсем не обязателен. Он ни на что не влияет, не защищает от промахов и каких-то внешних обстоятельств.
Работает это только в воображении, точно так же, как и стук по дереву. Желающим избавиться от лишних телодвижений нужно в первую очередь определиться с тем,
что их пугает в перспективе принять похвалу или признать положительную оценку окружающих. Действительно ли отказ считать себя достойными людьми им более приятен и меняет их жизнь к лучшему?
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам