Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Эдгар Запашный: «Нас с братом растили две мамы»

№ 6-7 | (стр. 39)
-
Нравится
0
Эдгар Запашный: «Нас с братом растили две мамы»
Номера братьев Запашных давно вошли в золотой фонд российского цирка – об этом свидетельствуют многочисленные награды и премии. В 1999 году Эдгару и Аскольду присвоили звание Заслуженных артистов России, в 2001-м они стали лауреатами национальной премии «ЦИРКЪ». Их трюк «Прыжок на льве» занесен в Книгу рекордов Гиннесса. А в ноябре 2012 года Эдгар стал директором Большого московского цирка.
Александр Славуцкий

  – Эдгар, вы родились в Ялте, Аскольд – в Харькове. У вас было обычное для циркового ребенка детство. А каким вы сейчас его вспоминаете?
– Да, я родился в Ялте, но даже не представляю, как этот город выглядит. Видел его только на открытках. Но детство свое вспоминаю с большим удовольствием. Хотя у нас с братом не было постоянных друзей и компаний, потому что папа со своим аттракционом менял в год по пять-шесть городов, ну а мы – такое же количество школ.
Вместе с тем, отец много времени уделял нашему образованию. Он хотел, чтобы мы развивались разносторонне, поэтому нанимал педагогов то по музыке, то по рисованию, а если мы начинали отставать от школьной программы, оплачивал дополнительные занятия с учителями. Так что у нас было хорошее детство.
– Как вы впервые вошли в клетку с тиграми?
– Мне было 7 лет, Аскольду – 6, когда мы уговорили отца взять нас с собой. Мы обняли отца за ноги, и он, как терминатор, прошел среди тигров. Конечно, это было бравадой. Но когда-то надо начинать!
– Цирковая семья отличается от обычной. Каковы отношения внутри нее? Имеются ли у вас какие-либо семейные традиции?
– Мы действительно живем совсем в других, в чем-то намного более сложных, условиях, чем большинство людей. Поэтому нам необходимо держаться друг за друга, иначе не выживем. И отношения у нас очень теплые. Например, все праздники стараемся проводить вместе. Во многом это благодаря отцу, который все сделал, чтобы семья была едина. На протяжении многих лет с нами путешествовали бабушка и тетя.
Тетю Олю, родную сестру матери, мы с братом класса до третьего-четвертого называли мамой. Так что у нас было на выбор две мамы. Многим это покажется смешным, но по папиному распоряжению до десятого класса нас провожала в школу бабушка.
Представляете: идем мы, двое молодцев, а сзади, чтобы не позорить нас, бабушка! Отец боялся, что мы свяжемся с плохой компанией. Хотя он зря опасался – сразу после уроков мы бежали на манеж, никаких хулиганств у нас в головах не было.
– Мама – продюсер «Цирка братьев Запашных» и ваш заместитель в цирке на проспекте Вернадского. Она строгая?
– Она сильная, поскольку всегда была рядом с папой, который славился строгостью и даже резкостью. Мама разрешала конфликты, возникавшие из-за его характера. После ухода отца из жизни мама взяла на себя все организаторские и продюсерские функции. Теперь
она должна быть строгой.
– А вы послушный сын?
– В большей степени да.
– Говорят, она бывает строга к девушкам, которые появляются у вас с братом...
– Нет, мама никогда не лезет в нашу личную жизнь. Она принимает всех девушек, с которыми мы встречаемся, и ведет себя вполне адекватно.
– Какие качества вы цените в женщинах?
– Конечно, красоту. А еще, поскольку я работаю в большом коллективе и вообще компанейский, для меня важна способность человека находить общий язык с окружающими. Хочется, чтобы моя спутница умела стать если не душой компании, то хотя бы достойной ее частью. В женщине, мне кажется, важна преданность, желание создать и хранить семейный очаг.
Мужчина – это добытчик, завоеватель и в какой-то степени разрушитель, поэтому женщина должна уметь останавливать его.
– Странно от вас, ловеласа, слышать слова о семейном очаге и верности...
– Я не ловелас, не меняю женщин как перчатки. Это образ, созданный желтой прессой, который не соответствует действительности. У меня нет «брачной фобии», я не давал обета безбрачия, не говорил, что не женюсь. Просто мое время еще не пришло.
– А если избранница не сможет реализовать себя в цирке?
– Тогда мы не сможем быть вместе... Я постоянно в разъездах, а жизнь в разных городах ни к чему хорошему не приведет. Но ведь цирк – это не только работа на арене. У него есть администрация, есть пиар-служба, в конце концов, можно стать помощником или костюмером. Вариантов не так уж мало. Если хочешь остаться с любимым человеком, который живет этой профессией, придется пойти на уступки.
– Давайте заглянем в вашу творческую мастерскую. По какому принципу должны выстраиваться отношения дрессировщика и хищника?
– Прежде всего, необходимо много времени посвятить общению с хищником. Нужно досконально изучить его характер, привычки, манеру поведения и, главное, относиться к нему как к животному. Это, если хотите, своеобразная дружба на взаимовыгодных условиях.
Дрессировщик должен уважать личное пространство зверя, но всегда помнить, что доверять ему на сто процентов нельзя. Это иной «интеллектуальный» уровень, плюс инстинкты.
Сегодня, например, во время представления два тигра объединились и пытались броситься на третьего. Мы с Аскольдом пару раз жестко одернули их. Зрители не почувствовали настроения животных и, наверное, подумали, что мы перебарщиваем. Но мы-то видели, что они только и ждут подходящего момента для драки.
– Вы не задабриваете зверей после каждого трюка едой? Известно, что некоторые дрессировщики этим злоупотребляют...
– Я не сторонник работы с животными за еду.  Во-первых, это негуманно, во-вторых, это самый простой способ дрессировки. Морить зверя голодом – не наш стиль. У нас животные выходят на манеж не голодными, но и не сытыми, чтобы не было тяжело работать.
– Правда, что тигр Мартин до года жил с вами в одном гостиничном номере?
– Мы жили вместе в Магнитогорске, Волгограде и в Москве, а дома он частенько спал вместе со мной. Это было здорово, правда, со временем стало опасно.
В его комнате, как правило, не оставалось ничего, потому что все, что туда вносилось, он разрывал в течение пятнадцати минут. Обдирал обои, поднимал паркет, срывал подоконники.
– Большим московским цирком вы руководите уже почти два года. Довольны ли вы результатами своей работы?
– Да, вполне. Нам удалось примерно на 10-15% увеличить посещаемость. Выросли доходы. Это связано и с увеличением количества представлений, и с изменением системы вторичного заработка: всевозможные сувениры, открытки, фотографии и так далее. Благодаря нововведениям цирк получает ощутимую дополнительную прибыль. И Министерство культуры, слава Богу, обращает на нас внимание, выделяются дополнительные средства на ремонт.
– Рассказывают, что иногда вы играете в баскетбол с Михаилом Прохоровым. Наверное, благодаря такому знакомству можно было бы привлечь в цирк дополнительные средства?
– Я действительно знаком с Прохоровым и рад этому. Понимаю, что привлечение спонсорских денег в большой степени зависит от человеческого фактора, но у Михаила еще ни одной копейки не попросил. У него и так все всегда просят денег... Пусть я буду исключением из этого правила.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам