Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Каникулы как практикум по умению быть счастливым

№ 11-12 | (стр. 30)
-
Нравится
0
Каникулы как практикум по умению быть счастливым
Совсем скоро многим из нас улыбнется долгожданная передышка в череде утомительных трудовых будней – длинные зимние выходные, наполненные не только блаженным бездельем, но и народными гуляньями, хоккеем, рыбалкой, приемами, банкетами и вечеринками. Причем банкеты и вечеринки будут предварять собой череду праздных дней – вот где можно и людей посмотреть, и себя показать, и море удовольствия получить.
Антонина Иннокентьева



А чем потом наполнить продолжительный досуг? Вариантов море, если, конечно, не ограничивать свою фантазию банальным набором традиционных развлечений: застолье, кино, прогулки в магазин и детская елка, – а мыслить шире. Можно даже попытаться разобраться наконец, что же нужно для настоящего счастья...


Бегом за счастьем

Кто придумал марафон? Историки уверены, что древние греки – в военно-информационных целях. Но, пройдя тернистым путем истории мира и развития культуры, марафоны сегодня стали чем-то вроде кружков по увлечениям, и если так пойдет дальше, то скоро мы будем звать гостей не на пироги, а пробежаться в компании 5–10 км по пересеченной местности, или, выражаясь правильно, заняться трейлраннингом. В Европе моден ультра-трейл вокруг Монблана (166 км), а в США – калифорнийский 100-мильный Вестерн Стейтс в горах Сьерра-Невады. Все больше массовых забегов устраивают и у нас. Марафонами увлечены миллионы – что еще нужно, чтобы признать этот утомительный бег счастьем!
   Множество звезд были замечены в страсти к марафонам и бегу, начиная с моделей (русская парижанка Наталья Водянова, известная тонкой красотой и большой душой – ее фонд «Обнаженные сердца» помогает детям с особенностями развития) и заканчивая экс-президентами Америки (Джордж Буш-младший, в 47 лет пробежавший Хьюстонский марафон за 3 часа 44 минуты). Харуки Мураками, автор множества бестселлеров, а также философии «О чем я говорю, когда говорю о беге», шесть раз пробежал Бостонский марафон и один – классическую 42-километровую дистанцию Спарта – Марафон, подобно легендарному древнему греку.
   Правда, отечественный кинематограф слегка подпортил вкус к таким забегам тем, кто видел фильм «Осенний марафон» с бегущим за счастьем (или за инфарктом) героем Олега Басилашвили. В 1979-м (год создания фильма) никто и не предполагал, что марафоны станут такими модными и нужными, иначе, возможно, кинофильм назвали бы так же, как и давшую ему жизнь пьесу А. Володина – «Горестная жизнь плута». 

Вот раньше праздники бывали!

Праздники бывают календарные и стихийные, богатые и скромные, домашние и массовые, но для любого из них главное – делать людей счастливыми. Феномен праздника изучают самые разные области науки.
   Свободное время древних греков (досуг по-нынешнему) было активнее и труднее, чем работа: от древнегреческих гуляний пошли игры, затем – состязания, а кончилось все Олимпиадами в специально построенном для них городе Олимпии. Праздники Древнего Рима свернули куда-то не туда – они разделили население на зрителей и участников: действа под слоганом «Хлеба и зрелищ!» эффективно отвлекали людей от политических событий. Время шло, праздники менялись вместе с эпохами. Официальные церковно-феодальные праздники безнадежно отстали от полулегальных фольклорных по массовости, яркости, энергетике. Но это все еще были важные события в жизни людей. На Руси народные гулянья пылали весельем: скоморохи, петрушки, раешники, шутники-глумилы, театры под открытым небом – люди вновь стали участниками, а не пассивом, причем полностью вне официоза знати. А что же сегодня?
   Нам не хватает настоящих праздников. Вот чтобы с ощущением единства и всеобщей радости. Нынешние праздники местами депрессивны и даже опасны объедением лакомствами и труднопобедимой вялостью, усталостью от телезрелищ, музыки и собственного недовольства творческой активностью участников. Где это ощущение грядущей радости по А.С. Макаренко, сказавшему: «Праздники – это завтрашняя радость для детей»? Чем спасемся сегодня?
   Семейные домашние праздники – отдушина в тяжелые времена. Здесь мы вполне в силах многое сделать так, как хочется: собрать близких, объединить их идеей, внести в праздничные будни разумное, доброе, вечное.


Мы не идиоты! Идиоты не мы!

В Древней Греции звание «идиот» получал человек, не участвующий в общественной жизни. Сегодня у него другой смысл, но ведь со временем некоторые понятия могут приобретать иные смысловые оттенки. Может быть, скоро идиотами станут называть тех, кто, теряя счастье и здоровье, бежит за модой, роскошью, престижем. И чем бы ни было счастье, сколько угодно субъективное, бесконечным потреблением оно уж точно не является.
   Рассуждения о счастье Александра фон Шенбурга, потомственного аристократа, предприимчивого безработного и неординарного писателя, порой вызывают недоумение: вот зачем подталкивать своих поклонников к революциям в быту, чуть ли не к отрицанию материальной основы жизни? Тем не менее идеи фон Шенбурга о доме и неподдельном счастье привлекают. Например, такая: счастливый дом – это не коллекция дорогой мебели, а место, где можно и самому спрятаться от дождя, и пригласить приятно провести время своих друзей. И вообще умение сидеть дома – это не клеймо, а, напротив, достоинство. Интересно, что прогнозные тренды одежды 2024 года наряду с платьями-комбинациями, макси, корсетами и брючными костюмами включили и пижамы – для уютной встречи Нового года в домашнем уюте, о чем рассказали «Новости РБК life».
   Наступающие холода – самое лучшее время вспомнить, что помимо смартфонов и телевизоров (в первых плотно зависают наши дети, а во вторых – родители) существуют также живые разговоры и общение; что возможны игры с детьми, домашние капустники, викторины, сочиняемые по ходу игры квесты, съемки семейных фильмов и чтение вслух. И чтобы потом, при воспоминаниях о домашних праздниках, сладко, как в детстве, замирало сердце, а спустя годы можно было сказать друг другу: «А помните, как мы встречали тот Новый год?»


«Ни одному пизанцу не придет в голову лезть на Пизанскую башню»

Это опять слова фон Шенбурга.
   Чтобы обойти ВДНХ, не хватит и суток, и это если спешить, а впечатлений может оказаться больше, чем от посещения модного заграничного курорта. Но ведь мы часто мечтаем о том, чего у нас нет. О красивой жизни, о долгих путешествиях по миру, об актерской славе, о поклонении толпы – да и почему бы не помечтать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления?
   А есть звезды, предпочитающие домашний уют светской тусовке? Да их, пожалуй, огромный список, что не удивительно, ведь для селебрити вечеринки – та же работа (или пиар, или долг обществу). Эмма Уотсон, она же бесподобная Гермиона из «Поттерианы», не раз признавалась журналистам, что предпочитает шумным вечеринкам и светским мероприятиям возможность просто посидеть дома и почитать хорошую книгу. Знаменитый интроверт Голливуда Киану Ривз обожает одиночество и сам называет себя замкнутым, тихим и домашним человеком. Он не любит шумных компаний, зато его любят девушки – загадочного и скромного бунтаря. О стеснительности Джонни Деппа ходили легенды: актер признавался в желаниях жить в своем доме у океана, лениться вволю, не видеть незнакомых людей. А Мерил Стрип, назвавшая себя стопроцентным интровертом и любящая домашний образ жизни, гениально играла роковых женщин, да и по другую сторону экрана доказала, что интровертов лучше не выводить из себя: они как никто сумеют за себя постоять.


«Поход в ресторан – настоящее мучение, но некоторым людям ничего иного не остается»

Конечно же, это тоже сказал граф фон Шенбург.
   Гулять так гулять. Что может быть круче хорошего банкета! Престижный ресторан, лучший в городе, заказанный за месяц столик, брошенные на няньку дети, новогодняя ночь без кухни и мягкого дивана, зато в макияже и на шпильках, хрустящий гулявник на сервизной тарелке... что?!! Какой еще гулявник!
   Кто же станет платить в ресторане за этот русский сорняк! Вот элегантные итальянские блюда с руколой, индау или рокетом – совсем другое дело. И лучше не знать, что все это названия одного и того же растения, встречающегося в одном лишь Подмосковье в пяти видах. И что скромный гулявник, он же рукола, он же аругула, он же гусеничник, исстари признавали на Руси съедобным и даже лекарственным, но намного больше уважали редьку да капусту.


А может, счастье ближе, чем кажется?

Как часто и доходчиво нас убеждают в том, что счастье – категория физическо-экономическая, а следовательно, его можно купить в виде модного круиза на выходные или брендовых одежды-мебели... А если добавить в личное определение счастья немножко социальной политики, то вполне можно поверить и в то, что счастливые горизонты открываются только вместе с допуском в светскую жизнь элитного общества.
   «То, что приносит настоящее наслаждение, купить нельзя. Написанное от руки письмо. Неповторимый экслибрис. Цветы из сада пожилой дамы, которая иногда позволяет вам собрать у нее букет. Духи, которые вы смешали сами, а не купили в парфюмерном магазине. Работа, выполненная мастером по его собственному эскизу. Прогулка в парке под легкое похрустывание снега. Купание в озере жарким летним днем. Вино, замурованное для вас вашим отцом в день его пятидесятилетия», – все тот же граф Ал. фон Шенбург.
   К этому можно добавить: найденная в шкафчике занесенной снегом дачи бутылка малиновой ратафии, так удачно забытая по осени; детский визг на горке, героически залитой отцом и дедом из прохудившегося шланга; отъезд из вашей городской квартиры гостей, довольных и зовущих к себе на рыбалку с баней; потеря пары сантиметров в талии в результате догнавшего из юности увлечения фигурным катанием... Кто-то хочет продолжить?


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам