- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Столкновения не избежать
Психологи считают, что, когда столкновение неизбежно, водитель инстинктивно подставляет под удар либо переднюю правую дверь (не случайно кресло рядом с водителем называют «местом самоубийц»), либо заднюю левую.
А с точки зрения профессионала, какой частью машины лучше пожертвовать?
Эллина,
Пожалуй, одно из самых неблагодарных дел — попробовать описать типичную ситуацию, когда столкновение машин неизбежно. Все аварии, а также степень и характер повреждений, причиненных машинам, абсолютно разные. Поэтому и классификация столкновений очень общая: фронтальное, скользящее, боковое. Общее здесь только одно: аварийная ситуация возникает и развивается за доли секунды и всегда случается неожиданно. Так что водителю просто некогда думать, какую часть машины лучше подставить под удар. Он действует рефлекторно.
А вот объяснить такое поведение нетрудно. Для этого нужно ответить на вопрос: у кого из сидящих в автомобиле людей меньше безопасного пространства? Конечно, у того, кто за рулем. Значит, он рискует больше других. Это известно любому автомобилисту. Поэтому в экстремальной ситуации он и стремится обезопасить именно себя.
Существуют ли упражнения для тренировки у водителя реакции на критические ситуации?
Виктория, Курск
Выходить из критических ситуаций можно и даже нужно. Этому обучают на курсе контраварийной подготовки. Но без опытного тренера, без специальной площадки и без обучающих программ успеха в таком деле не достичь.
Здесь громадное значение имеют опыт и мастерство инструктора. Хороший тренер контраварийного курса учитывает психологические и физиологические особенности своего ученика, его слабые и сильные стороны. В зависимости от этого строится обучение.
Очень часто при подъезде к перекрестку у меня возникает неуверенность: успею ли я проехать его на зеленый свет? Слышала, что многие сталкиваются с этой проблемой. Даже бывалые водители рассказывали, что порой затрудняются с принятием решения…
Диана, Тула
Да, согласен, проблема существует. И даже тот факт, что светофоры для водителя стали более информативными, ее не снимает. Во время управления автомобилем человеку постоянно приходится принимать то или иное решение, от которого зависит безопасность и окружающих, и его самого.
Сомнения за рулем влекут за собой огромный риск, так как мы движемся и ситуация вокруг постоянно меняется. Принятие решения при проезде перекрестка — процесс психологический. У водителей, как правило, в меньшей степени сформирован защитный (безопасный) стиль вождения. Большинство, приближаясь к перекрестку при разрешающем сигнале светофора, хочет успеть его преодолеть. Здесь и кроется первая проблема. Желание заставляет человека жать на газ, вместо того чтобы притормаживать и подготовиться к преодолению опасного участка.
Сформировать в себе философию безопасности — это первое. Дальше можно применять на практике дополнительно страхующее действие, которое можно назвать «принятие двух решений». Первое (предварительное) готовит водителя, позволяет ему проанализировать обстановку; второе (окончательное), позволяет самому себе дать ответ на вопрос, можно ли сейчас выезжать на перекресток.
Попробую показать это на примере. Представьте: я еду по дороге, через 200 метров перекресток, на котором я должен проехать прямо. Обзор у меня хороший, сигнал светофора держу в поле зрения постоянно, ситуация стабильная, опасностей нет. Задав себе вопрос: «А что, если?..», я предполагаю скорую смену сигнала светофора. Ведь цикл его работы зависит от сложности перекрестка.
Метров за 70 до перекрестка я принимаю первое решение — ехать; отпустив педаль газа, держу ногу над педалью тормоза. Машина по инерции снижает скорость. Я не мешаю другим водителям, так как скорость потока сохраняется. Второе и окончательное решение принимаю за 15 метров до точки невозврата, еще раз взглянув на светофор. И только в этом случае, визуально убедившись, что зеленый продолжает гореть, не мигая, я проеду перекресток безопасно. Важно, чтобы зеленый не начал мигать, когда я в пятнадцатиметровой зоне, потому что в этом случае я окажусь в точке невозврата перекрестка на запрещающем сигнале.
Не грех напомнить, что желтый сигнал считается запрещающим!